Великая морская держава

о России

Россия – Великая морская держава. Первое кругосветное путешествие

Здравствуйте, дорогие читатели. Конец 18-го — начало 19-го веков ознаменовался для Российской империи небывалым расцветом морского дела. Организовывались экспедиции, открывались новые земли, на которых закреплялось присутствие нашей страны. Долгое время наша держава стояла в стороне от великих географических открытий и освоений земель. И вот в этот период, настало время наверстывать упущенные возможности. Особое место в череде научных экспедиций занимает первое кругосветное плавание, которые совершили замечательные российские путешественники Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский в 1803-1806 годах.

Первое кругосветное путешествие

Надо сказать, что подготовка этого перехода заняла довольно длительное время. Мало того, что сама идея кругосветки не пользовалась популярностью у властей (император Павел не хотел даже слышать об этом), но и не было денег на организацию. Главный инициатор, Крузенштерн, метался в поисках, так сказать, спонсоров, но везде его ждал отказ. Только после смерти Павла, с приходом на трон его сына Александра, все изменилось. Иван Федорович получил «высочайшее дозволение» готовиться к долгому плаванию. В помощники себе он взял большого знатока морского дела Юрия Федоровича Лисянского.

Перед Крузенштерном и Лисянским была поставлена задача, так сказать, глобального масштаба. Им было предписано исследовать острова Тихого океана, обозначить и нанести на морские карты владения России на Сахалине, Курилах, всем Дальнем Востоке. Особым предписанием от императора поручалось наладить дипотношения с Японией, составить подробные карты ее берегов. Страна Восходящего Солнца хоть и была расположена совсем рядом с Россией, но была, по- прежнему, мало изученной.

Была поставлена задача обозначить владения России

Кроме того, предполагалось вести и активные торговые сношения (необходимо было прощупать возможности торговли с Китаем). Итак, 26-го июля 1803-го года, экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева», отплывает из Кронштадта. Ее костяк состоял сплошь из бывалых моряков, не раз ходивших в дальние морские странствия, всех участников отбирал лично Иван Федорович. Надо отметить, что опыт бывалых «морских волков» очень помогал капитанам кораблей. Матросы, несмотря на все трудности, встречавшиеся на их пути, беспрекословно выполняли команды.

Вскоре, экспедиция, пройдя через пролив Ла-Манш, Бразилию, Канарские острова вошла в Тихий океан. Было открыто много новых земель, проливов и заливов, которые тут же наносились на карту. Некоторые из них были названы в честь русских моряков, участвующих в кругосветке. Когда суда пришвартовались в одном из портов Японии, Крузенштерн приступил к выполнению своей дипломатической миссии, однако, все его старания оказались безуспешными. Японцы отказались принимать русского посла, мотивируя это тем, что по законам их страны им запрещено иметь отношения с другими державами.

Выйдя из порта Нагасаки, корабли продолжили свой путь вдоль побережья Японии, нанеся на карту всю береговую линию страны. Поторговав с Китаем, экспедиция пересекла Индийский океан и с триумфом возвратилась к родным берегам.

Кронштадт встречал своих героев криками «Ура!» и громом пушек. Значение этого кругосветного плавания трудно переоценить. Практически, все поручения, данные императором Александром 1-м, были выполнены (кроме Японии). Благодаря Ивану Федоровичу Крузенштерну, началась новая веха развития флота России.
Сотрудничество

Ваша реклама

По вопросам разещения рекламы на историческом портале «Минувшее прошлое» обращаться по контактам, указанным ниже. Более подробно о сотрудничестве Вы можете прочитать здесь